Существует определенный свод правил, обязательных для соблюдения при использовании электросамоката:
- Надежная фиксация батареи.
- Не должно возникать деформаций даже при поездке по некачественным дорогам.
- Контролировать температурные показатели зарядки АКБ.
- На месте расположения АКБ не должна присутствовать влага.
- Если запланирован тюнинг силовой части, то такую работу нужно доверять только квалифицированным специалистам.
- Сотрудники специализированного центра должны одобрить замену зарядки.
- В случае ошибок или отклонении в технических характеристиках нужно обратиться в специализированный сервис.
Теперь можно переходить к более детальному рассмотрению проблемы.
Все чаще различные источники сообщают о взрывах и возгораниях электросамокатов. Как правило, одинаковые случаи копируются на различные информационные площадки, из-за чего у пользователей создается впечатление, словно каждый самокат может рано или поздно «полыхнуть».
Существует мнение, что основная причина кроется в использовании литий-ионных компонентов, которые являются составляющими АКБ самокатов. Может сложиться, что такие батареи используются только для электронного транспорта, но в действительности такое мнение является ошибочным. Литиевые АКБ успешно используются для ноутбуков, смартфонов и планшетов. Поэтому истории о возгораниях стали появляется по мере эксплуатации таких батарей.
Если задать вопрос «загорелся литиевый АКБ», поисковик выдаст огромное количество ссылок с источниками, где будет рассказано о массовых и единичных ситуациях. При этом временной промежуток будет довольно растянутым. Если рассматривать XXI век, то большая часть скандалов приходится на знаменитые Samsung Galaxy Note 7. В какое-то время гаджеты даже запрещали брать с собой в самолеты. Подобные ситуации были и у других не менее известных производителей: Сони, Тошиба.
Как и любой телефон, самокат потребляет энергию. Причиной замыкания является не электросамокат, а силовой АКБ. Сборка аккумулятора предполагает использование компонентов цилиндрической формы типа 18650, а деталь прямоугольной формы встречаются реже. Но по устройству они имеют некоторые сходства. Электроды состоят из фольги, графита и полимеров, которые сворачивают в рулон. В обобщенным смысле принцип возгорания таких аккумуляторов один: сначала происходит короткое замыкание, нагрев в результате которого выделяется легковоспламеняющийся газ. В конечном итоге появляется возгорание. Рассматривая любой вид ТС, который работает на электротяге, важно проконтролировать, чтобы аккумулятор был крепко зафиксирован в корпусе. При этом АКБ не должен подвергаться деформациям в процессе эксплуатации. Также стоит взять на заметку, что большую часть сборок аккумуляторов запаковывают в специальную термоусадочную оболочку. Простой фиксации при помощи скотча будет недостаточно. Если батарея будет не зафиксирована сверху, она начнет активно прыгать внутри и принимать на себя механическую нагрузку на себя. Постепенно она будет негативным образом сказываться на состоянии АКБ. Если появится сильная деформация, то увеличивается риск короткого замыкания между электродами внутри конструкции. В результате будет запущен целый цикл негативных явлений, которые постепенно приведут к возгоранию.
Внимание: риск возгорания напрямую связан с полнотой заряда: чем он больше, тем выше вероятность.
Механические деформации, являющиеся причиной замыкания, чаще всего возникают при внешних негативных воздействиях. В процессе эксплуатации ТС может перегреваться аккумулятор – это нормальное явление. Большинство производителей заявляют, что рабочая температура должна быть в диапазоне до +60 градусов. Нижний порог, как правило, имеет ограничения до -10 или -20 градусов. При охлаждении до такого показателя АКБ отдает меньше энергии, если сравнивать с температурой в +25 градусов. Однако при нагревании происходит расширение тела. Как следствие составляющие цилиндра также начинают расширяться. У каждого элемента это происходит с разной скоростью. Чем быстрее происходит нагрев, тем больше становится разница. Если такое событие возникает один раз, то вряд ли что-то произойдет. Но если температурные перепады присутствуют постоянно, то такой факт однозначно скажется на состоянии электросамоката. Если в холодный сезон не получается соблюдать нужную температуру, то лучше всего обеспечить для транспорта должные условия хранения. Принцип довольно простой: заряд батареи должен быть не менее 50% и лучше всего выполнить ее демонтаж, убрав в помещении с комнатной температурой. Если такая возможность отсутствует, то нужно отключить аккумулятор от контроллера и защитить от конденсата.
После длительного хранения сначала нужно проверить, что батарея имеет температуру больше нуля, измерить показатель напряжения на силовом контакте. Если показатель в диапазоне 3-3,2В на параллель, то достаточно выполнить зарядку батареи и продолжать эксплуатацию. В зависимости от напряжения определяется количество параллелей.
Но кроме зимнего сезона существует еще три времени года.
Весенний и осенний сезон нередко ассоциируется с лужами и дождями, из-за чего в деку часто попадает влага. Постепенно конденсат проникает к батарее, появляется окислительная реакция и коррозия. Если отправить батарею с влагой на хранение зимой, лед может нанести механические повреждения другим элементам. Даже если батарея продолжит работать, но никто не сможет дать гарантию, что первоначальные эксплуатационные характеристики сохранятся. Непременно риск возгорания только увеличится.
В летний сезон ярко светит солнце и возникает желание как можно быстрее почувствовать прохладу. При высокоскоростном режиме увеличивается потребление тока и как следствие батарея начинает сильнее нагреваться. Важно иметь уверенность, что, нагрев не превышает 60 градусов. Это особенно важно для тюнингованных самокатов на мощность или скорость. Более мощное ТС начинает больше и быстрее расходовать энергии. Летом кататься хочется дольше, поэтому заряжается самокат чаще. Выбирая зарядку большой мощности нужно сначала проверить, что ее можно использовать для определенной модели. BMS может пропускать ток без особых последствий, а аккумулятор принимает его без превышения параметров, установленных производителем.
Быстрая зарядка дает возможность преодолевать большие дистанции и чаще использовать ТС. Постепенно появляется желание увеличить емкость АКБ. Но согласно существующей практике, аккумулятор принято считать простым устройством, которое легко поддается «прокачке» китайскими дешевыми компонентами. Поэтому можно взять дешевый паяльник и вечером припаять их самостоятельно. Такой подход опасно использовать для модернизации электросамоката.
Если использовать дешевые и низкокачественные компоненты 18650, можно получить некондиционные элементы. Как правило, они хранятся длительное время, либо находятся в состоянии б/у, могут иметь опасные механические повреждения. Вполне логично, что чем дешевле комплектующие от неизвестного производителя, тем больше допуски имеются в химическом составе, а механическая обработка проводится на низкокачественном уровне. В результате наблюдается разница в сопротивлении между одинаковыми компонентами одной партии. Будут различаться степень нагрева, скорость зарядки. Уже после одного сезона эксплуатации емкость батареи будет в несколько раз ниже в сравнении с началом эксплуатации. АКБ известных брендов проявляет стабильную работу и более длительный срок использования. Поэтому высокая цена полностью оказывается оправданной.
Тюнинг АКБ – это процедура, которая должна выполняться исключительно квалифицированным профессионалом. У него должны быть все необходимые знания касательно особенностей предстоящей работы, технических характеристик и условий, при которых возможно совмещать определенные компоненты, технологические процессы, распределение тока, соединительные элементы. Если подобных знаний нет, как и практики, то лучше такую работу самостоятельно не выполнять.
Плата BMS – это важнейший компонент, что входит в состав батареи. Она отключает нагрузку при появлении отклонений в напряжении параллелей от допустимого значения, увеличении рабочего тока и реже в ситуации чрезмерного нагрева. В целях обеспечения максимальной безопасности, плата оснащена режимом балансировки. Поэтому зарядка каждой из параллелей особенно важна. Чтобы сэкономить место для балансировки, у большей части электрических самокатов такая плата отсутствует.
В действительности плата с режимом балансировки предполагает крупные размеры, поэтому ее сложно поместить в отсеке, где находится батарея. Ранее было сказано, что важно исключить деформации АКБ, иначе никелевая лента может потерять контакт, из-за чего токовая нагрузка перестанет распределяться равномерно по всей батарее. Это очередная опасность, поскольку при недостаточном контакте происходят резкие изменения в определенном компоненте. Уязвимое место начинает искриться, происходит дополнительный нагрев, что нередко приводит к возгоранию.
Если самокат начал преодолевать меньшую дистанцию, это повод обратиться в сервис и проверить состояние батареи. Есть вероятность, что на какой-то параллели наблюдается низкий уровень напряжения, поэтому придется выполнить балансировку вручную. Если параллель вышла из строя, то риск возгорания увеличивается в несколько раз, так как компонент начинает функционировать как проводник с высоким сопротивлением и перегревается. В результате рядом расположенные элементы могут загореться.
Вывод
Задаваясь вопросом, по какой причине происходит возгорание электросамоката, возможно дать только стандартный ответ: от несоблюдения правил использования транспортного средства. Важно понимать, что любая техника, оснащенная литиевым АКБ, находится в риске возгорания. Достаточно соблюдать простые правила, чтобы батарея находилась в целости и сохранности.